Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Типичные нарушения, выявляемые у плательщиков обязательных страховых взносов при проведении проверок и контрольных мероприятий работниками Гродненского областного управления Фонда социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения Республи

Дата: 20 марта 2022 в 21:40

1.Неправильное определение объекта для начисления обязательных  страховых взносов.

1.1 Излишне начислены обязательные страховые взносы:

на суммы выходного пособия (нарушен пункт 2 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденного постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 25.01.1999  № 115 (далее – Перечень);

на суммы выходного пособия в связи с призывом на срочную воинскую службу (нарушен пункт 2 Перечня);

на сумму материальной помощи в связи со вступлением в брак, рождением ребенка; на сумму материальной помощи в связи со смертью близких родственников; на суммы материальной помощи для погашения кредита, полученного на строительство жилья, работникам, нуждающимся в соответствии с законодательством в улучшении жилищных условий; на сумму материальной помощи с направлением средств в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников, оказанной в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «Об оплате труда работников бюджетных организаций» от 18.01.2019 № 27; материальной помощи, оказываемой работникам в соответствии с законодательными актами (единовременная выплата на оздоровление при предоставлении трудового отпуска ст. 182 ТК) (нарушен пункт 7 Перечня);

на суммы выплат в пользу работника, являющегося инвалидом II группы, излишне начислены взносы в размере 28% на пенсионное страхование (нарушена статья 4 Закона Республики Беларусь 29.02.1996  № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – Закон № 138- XIII);

на  суммы выплат участникам студенческих отрядов (согласно подпункту 1.16 п. 16 Указа Президента Республики Беларусь «Об организации деятельности студенческих отрядов» от 16.04.2012 № 181 для этой категории застрахованных лиц тариф обязательных страховых взносов 7% (6%+1%), а применен 31% (24%+6%+1%);

на суммы средств нанимателя, направленные на приобретение путевок в детский оздоровительный лагерь для детей работников (нарушен пункт 4 Перечня);

на сумму единовременной выплаты молодому специалисту в связи с переездом в другую местность (нарушен пункт 3 Перечня).

В соответствии с пунктом 24 Положения об уплате  обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного указом Президента Республики Беларусь 16.01.2009 № 40 (далее  – Положение об уплате), излишне поступившие суммы обязательных страховых взносов и иных платежей в бюджет фонда  подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии в счет предстоящей уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в бюджет фонда.

1.2  Не начислены обязательные страховые взносы:

на сумму денежной помощи молодому специалисту, оказываемую в соответствии с подпунктом 3.4 пункта 3 статьи 48 Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З;

на материальную помощь к юбилею;

на сумму договора по добровольному страхованию от несчастных случаев, заключенного работодателем;

на сумму питания работников на период посевной-уборочной кампании;

на сумму выплаты по гражданско-правовому договору;

на сумму премии;

на сумму материальной помощи многодетным семьям;

на сумму компенсации оплаты частичной стоимости путевок работникам на санаторно-курортное лечение за счет средств государственного социального страхования за счет средств  предприятия;

на сумму материальной помощи в виде продуктов, выданных работникам ко Дню работников сельского хозяйства, к Новому году;

на сумму материальной помощи за проживание;

на сумму выплат участникам студенческого отряда;

на материальную помощь по заявлению в связи с тяжелым материальным положением;

на сумму материальной помощи в связи с длительным заболеванием, при отсутствии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном Министерством здравоохранения;

на сумму компенсации за неиспользованный трудовой отпуск;

на суммы доплат за работу в особых условиях труда, выплаченных согласно Указу Президента Республики Беларусь № 441 от 25.09.2013 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения» (нарушена статья 2 Закона № 138-XIII).

На основании пунктов 15, 16 Положения об уплате  не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов в бюджет фонда является недоимкой, на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

В соответствии со статьей 12.15 КоАП за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь плательщиками таких взносов за физических лиц на сумму более двадцати базовых величин, совершенные должностным или иным уполномоченным лицом плательщика из числа организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений) либо индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, предоставляющими работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.

Плательщики обязаны представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»), отразив правильные суммы выплат и обязательных страховых взносов.

2. Неправильное определение объекта для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование.

2.1 Излишне начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:

на сумму выплат, начисленных в пользу работников за работу, не связанную с особыми условиями труда (за период нахождения на курсах повышения квалификации), а также за работу в особых условиях труда ниже установленной нормы (отработана половина установленной ставки) (нарушен пункт 2 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З "О профессиональном пенсионном страховании" (далее - Закон № 322-З);

Излишне перечисленные в бюджет Фонда суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование засчитываются в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии  возвращаются плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления (часть 2 пункта 24 Положения об уплате ).

2.2 Не начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:

на суммы премий к профессиональному празднику;

на суммы выплат за дни трудового отпуска, следующего за днем, связанным с работой во вредных условиях труда;

на суммы компенсаций расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам;

на суммы материальной помощи на приобретение школьной формы;

на суммы выплат по аккордным нарядам;

на суммы выплат работникам, работающим во вредных условиях труда на полную ставку, получаемую при условии занятости по основному месту работы и внутреннему совместительству (нарушен пункт 2 статьи 7 Закона № 322-З).

На основании пунктов 15, 16 Положения об уплате не внесенная в срок сумма взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда является недоимкой, на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда.

В соответствии со статьей 12.15 КоАП за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь плательщиками таких взносов за физических лиц на сумму более двадцати базовых величин, совершенные должностным или иным уполномоченным лицом плательщика из числа организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений) либо индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, представляющими работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.

 Плательщики обязаны представить индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование по форме ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» (тип формы «корректирующая» за предыдущие периоды и тип формы «исходная» за текущий период), отразив правильные сведения о периодах работы в особых условиях труда, суммы выплат и взносов на профессиональное пенсионное страхование.

3. Нарушения при уплате обязательных страховых взносов и (или)   взносов на профессиональное пенсионное страхование.

3.1 Неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Сроки уплаты и суммы обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование определены главой 2 «Уплата (взыскание) обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда» Положения об уплате. Обязанность плательщика в полном объеме уплачивать страховые взносы и (или) взносы на профессиональное пенсионное страхование установлены пунктом 26 Положения об уплате взносов.

В соответствии со статьей 12.15 КоАП за неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь плательщиками таких взносов за физических лиц на сумму более двадцати базовых величин, совершенные должностным или иным уполномоченным лицом плательщика из числа организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений) либо индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, представляющими работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.

4. Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий по временной    нетрудоспособности.

При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности встречаются следующие нарушения Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение по ВН № 569):

в нарушение пункта  1 Положения по ВН № 569 пособие по временной нетрудоспособности в связи с травмой на производстве назначено за счет средств государственного социального страхования;

в нарушение пункта  2 Положения по ВН № 569 пособие по временной нетрудоспособности не назначено  при наличии перерыва в уплате взносов не более шести месяцев до наступления случая временной нетрудоспособности;

пособие по временной нетрудоспособности назначено при отсутствии права на него (на день наступления случая временной нетрудоспособности отсутствует уплата обязательных страховых взносов);

в нарушение пункта  3 Положения по ВН № 569 пособие по временной нетрудоспособности назначено за меньшее количество дней, чем подтверждено листком нетрудоспособности;

в нарушение пункта 9.5 Положения по ВН № 569 в период временной нетрудоспособности включен день, за который начислена заработная плата;

в нарушение пункта 10 Положения по ВН № 569 пособие по временной нетрудоспособности назначено по день установления инвалидности включительно;

в нарушение пункта 16 Положения по ВН  № 569 при исчислении из фактического заработка, размер пособия назначен ниже минимального, т.е. ниже 50% БПМ, пособия лицам, работающим по внутреннему совместительству, назначены ниже минимального размера пособия;  12 календарных дней, за которые пособие назначается в размере 80% среднедневного заработка, считались с даты возникновения права на пособие, а не с первого дня освобождения от работы, указанного врачом в листке нетрудоспособности;  по непрерывному случаю временной нетрудоспособности назначены пособия, как по разным видам; пособие за период временной нетрудоспособности в связи с общим заболеванием назначалось за первые 12 календарных дней в размере 100% среднедневного заработка, а следовало в размере 80%;  пособие назначено в размере 80% за все календарные дни временной нетрудоспособности, а следовало только за первые 12 календарных дня;

в нарушение подпункта 18.2 пункта 18 Положения по ВН № 569 пособие гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС было назначено в размере 80% за первые 12 дней, а следовало  в размере 100 % среднедневного заработка за календарные дни, удостоверенные листком нетрудоспособности;

в нарушение подпункта 18.5 пункта 18 Положения по ВН № 569 пособие за период ухода за больным ребенком в возрасте до 14 лет, а также за период ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае его медицинской реабилитации назначено в размере 80%, а следовало 100% среднедневного заработка;

в нарушение подпункта 19.2 пункта 19 Положения по ВН №  569 пособие назначено в размере 100% от установленного законодательством при нарушении режима, предписанного врачом, следовало в размере 50%;

также, в случае нарушения режима предписанного врачом, день неявки, удостоверенный листком нетрудоспособности (т.е. день, назначенный на явку во время предыдущего приема и отраженный в больничном листке) оплачивали в размере 100% от установленного законодательством, следовало в размере 50%;   

в нарушение подпункта 19.3 пункта 19 Положения по ВН №  569 пособие по временной нетрудоспособности, наступившей в период прогула без уважительной причины, назначено в полном размере;

в нарушение пункта 21 Положения по ВН № 569 при исчислении пособий по временной нетрудоспособности  неверно определен расчетный период; доход для определения среднедневного заработка брали за шесть месяцев предшествующих первому оплаченному дню временной нетрудоспособности, включая месяц ее начала, а следовало относительно дня начала нетрудоспособности; пособие назначалось в размере минимального размера пособия в месяц, а следовало из среднедневного заработка;

в нарушение пункта 22 Положения по ВН № 569 из числа календарных дней расчетного периода исключались полностью месяцы, в котором были периоды трудового или социального отпусков, временной нетрудоспособности, следовало исключать только сами периоды; для расчетного периода брали рабочие дни, следовало календарные; из расчетного периода не исключали дни отпуска без сохранения заработной платы, дни временной нетрудоспособности; из календарных дней расчетного периода не были исключены календарные дни трудового отпуска; исключены дни периодов прогула без уважительной причины;

в нарушение пункта 23 Положения по ВН № 569  в случае, когда число календарных дней расчетного периода составляет менее 30 календарных дней, пособие рассчитывали из фактически отработанных дней и суммы заработка, а следовало из тарифной ставки; пособие исчислено из полной тарифной ставки, в то время как работник принят на 0,94 ставки;

в нарушение пункта 24 Положения по ВН № 569 в заработок для исчисления пособий работникам включались выплаты, носящие единовременный характер (материальная помощь), включалась сумма оплаты трудового отпуска, пособия по временной нетрудоспособности;

в расчет пособия неверно включена сумма перерасчета премии за прошлый период;

в случае, когда работник отработал не все рабочие дни месяца, премия в этом месяце включалась полностью, а не пропорционально отработанному времени;

в расчет пособия не включена премия, квартальная премия;

в расчет пособия не включена надбавка за стаж;

в доход для определения среднедневного заработка не включена доплата молодому специалисту, которая выплачивается пропорционально отработанному времени;

в расчет пособия не включался средний заработок, сохраняемый за время служебной командировки;

в нарушение пункта 25 Положения по ВН № 569 пособия назначены за  меньшее (большее) количество календарных дней, чем удостоверено листком нетрудоспособности;

в нарушение пункта 31 Положения по ВН № 569 в случае внутреннего совместительства назначалось одно пособие по временной нетрудоспособности, а не по каждому месту работы;

Данные нарушения привели к переплатам и недоплатам пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии с п.п. 15, 16 Положения об уплате взносов сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты.

Также плательщики обязаны представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»), отразив правильные суммы пособий по временной нетрудоспособности. В случае оплаты излишне выплаченных сумм пособий за счет плательщика (суммы переплаты пособий не удержаны с получателя), данные выплаты являются социальными льготами, и на них в соответствии с законодательством следует начислить обязательные страховые взносы и представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «исходная»).

5. Нарушения при назначении, исчислении и выплате пособий семьям, воспитывающим детей.

При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий семьям, воспитывающим детей, установлены следующие нарушения  требований Закона Республики Беларусь от 29.12.2013 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон № 7-З), Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569):

в нарушение пункта 2 статьи 10 Закона № 7-З пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, назначалось в размере бюджета прожиточного минимума, действующего не на дату рождения ребенка, а на дату его выплаты;

в нарушение пункта 2 статьи 11 Закона № 7-З пособие в связи с рождением ребенка выплачивалось в размере бюджета прожиточного минимума, установленном не на дату рождения, а на дату его выплаты; при назначении пособия не учитывался ребенок, рожденный ранее;

в нарушение подпункта 2.1 пункта 2  статьи 12 Закона № 7-З пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет назначено бабушке, которая вышла на  основное место работы в связи, с чем отпуск по уходу за ребенком прервался в соответствии с частью 9 статьи 185 Трудового кодекса Республики Беларусь). Семья ребенка имела право на пособие  в размере 50%.

в нарушение подпункта 2 пункта 7 статьи  9 Закона № 7-З доплата к пособию по беременности и родам назначена необоснованно, так как пособие по беременности и родам выше размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет за период со дня рождения ребенка по день, за который выплачено пособие по беременности и родам;

в нарушение статьи 13 Закона № 7-З неверно определялся размер пособия по уходу за первым ребенком в возрасте до 3 лет (пункт 2); неверно определялся размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет на второго ребенка в семье, назначено в размере 35% среднемесячной заработной платы работников в республике, применяемой для исчисления такого пособия, следовало в размере 40% (пункт 2); пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет выплачено за период после достижения ребенком возраста 3-х лет (пункт 9);  в результате переноса одного дня трудового отпуска после окончания периода оплаты листка по  беременности и родам, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет назначено со следующего дня окончания отпуска в полном размере, а следовало в размере 50% за один день трудового отпуска; пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет выплачивалось в полном размере за дни, когда женщина находилась в трудовом отпуске, предоставленном сразу после отпуска по беременности и родам, следовало в размере 50 % (подпункт 3.1); при определении размера пособия учтен ребенок, в отношении которого родители лишены родительских прав (пункт 7); при выплате пособия на второго ребенка, не учтен факт исполнения 18 лет старшему ребенку (пункт 7);

в нарушение статьи 14 Закона № 7-З пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания в семье ребенка в возрасте до 3-х лет назначали и выплачивали на каждого ребенка, следовало 1 пособие на семью (подпункт 3.2 пункта 3); пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3-х лет выплачено за период достижения младшим ребенком возраста 3-х лет (пункт 6);

в нарушение статьи 15 Закона № 7-З пособие на ребенка старше 3 лет из отдельных категорий семей назначали и выплачивали на ребенка, обучающегося в дневной форме получения образования за пределами Республиками Беларусь (подпункт 4.4 пункта 4)

в нарушение подпункта 2.1 пункта 2 статьи 16 Закона № 7-З пособие на детей старше 3-х лет из отдельных категорий семей назначается, если на дату обращения за ним, а также не менее шести месяцев в общей сложности в календарном году, предшествующим году обращения за таким пособием, трудоспособный отец в полной семье работает или осуществляет иной вид деятельности в Республике Беларусь, приносящий заработок (доход), с которого в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачиваются обязательные страховые взносы в бюджет фонда;

в нарушение подпункта 1.1 пункта 1 статьи 16 Закона № 7-З пособие на ребенка старше 3-х лет из отдельных категорий семей было назначено по день достижения им возраста 18 лет включительно, а следовало по день истечения срока признания ребенка инвалидом, установленного медико-реабилитационной экспертной комиссией, включительно, но не позднее дня, предшествующего дню достижения им возраста 18 лет;

в нарушение подпункта 1.3 пункта 1 статьи 16 Закона № 7-З пособие на детей старше 3-х лет из отдельных категорий семей выплачивалось на ребенка, который получал высшее образование на дневной форме получения образования за счет средств бюджета;

в нарушение статьи 22 Закона № 7-З пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3-х лет назначено не с момента рождения младшего ребенка, а с момента представления отпуска по уходу за ребенком до 3 лет (подпункт 3.5 пункта 3);  пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет назначено с даты трудоустройства получателя пособия, а не со дня, следующего за днем прекращения его выплаты по прежнему месту выплаты (подпункт 8); пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3-х лет назначено со дня, следующего за днем рождения младшего ребенка, а не с даты рождения (подпункт 3.5 пункта 3); выплата пособия произведена с первого числа месяца, в котором родился младший ребенок, а следовало с даты рождения  (подпункт 3.5 пункта 3); пособие назначено с месяца, следующего за месяцем в котором ребенку установлена инвалидность, а следовало с даты установления ребенку инвалидности (подпункт 3.6 пункта 3); после возвращения ребенка в возрасте до 3-х лет в семью после отобрания из семьи, выплата пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет возобновлена со дня, следующего за датой решения о возврате ребенка в семью, а следовало с даты  принятия вышеуказанного решения (подпункт 4.5 пункта 4);

в нарушение статьи 27 Закона № 7-З размер пособия на детей старше 3-х лет из отдельных категорий семей при увеличении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения не пересчитывался;

в нарушение пункта 19 Положения № 569 размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет изменен со дня наступления обстоятельств, влекущих уменьшение размера пособия, а не с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения этих обстоятельств (пособие выплачено в размере 50% от установленного пособия со дня выхода матери на работу);

в нарушение пункта 36 Положения № 569 размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, назначенного на второго или последующего ребенка, пересматривается, если до достижения им возраста 3 лет уменьшается количество детей в возрасте до 18 лет, воспитываемых в семье, и в результате этого в семье на воспитании остается один ребенок в возрасте до 18 лет.

Указанные нарушения приводили к завышению и занижению размера пособий семьям, воспитывающим детей. В соответствии с п. 22 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 расходы на выплату государственных пособий, произведенные с нарушением норм законодательства, не принимаются к зачету в счет обязательных страховых взносов в бюджет фонда и подлежат доначислению.

В соответствии с п.п. 15, 16 Положения об уплате взносов сумма выявленных при проверке нарушений в расходовании средств бюджета фонда является недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

6. Нарушения при предоставлении свободного одного дополнительного свободного от работы дня в месяц, предоставляемого ежемесячно матери (отцу), воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.

В нарушение  пункта 10 Инструкции о порядке и условии предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11 июня 2014 года № 34  и пункта 18 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от  10 апреля 2000 года № 47 при исчислении среднего заработка в расчет включались суммы среднедневного заработка, сохраняемого за время предоставления свободного дня в месяц, и в тоже время не включалась ежемесячная премия.

7. Нарушения при предоставлении путёвок на санаторно-курортное лечение  и оздоровление.

В нарушение  пункта 15 «Положения о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» (далее – Положение № 542) при определении размера платы за путевку в сумму денежного дохода получателя путевки не включали сумму трудовой пенсии по возрасту, что приводило к занижению размера частичной стоимости, возмещаемой получателем;

в нарушение пункта 16 Положения № 542 сумма частичной платы за путевку своевременно не перечислялись в бюджет Фонда.

На основании пунктов 15, 16 Положения об уплате взносов на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей.

8. Нарушения при выплате пособия (материальной помощи) на погребение.

В нарушение части 1 статьи 32 Закона Республики Беларусь «О погребении и похоронном деле» от 12.11.2001 № 55-З пособие на погребение за счет средств государственного социального страхования выплачено в размере средней заработной платы работников в республике за позапрошлый месяц относительно месяца получения пособия, следовало относительно месяца наступления смерти;

пособие назначено и выплачено в размере средней заработной платы работников в республике за прошлый месяц, а следовало в размере позапрошлого месяца относительно месяца наступления смерти.

9. Нарушения при представлении документов персонифицированного учета.

9.1.  По представлению формы ПУ-1 «Анкета застрахованного лица».

В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения:

не была представлена форма ПУ-1 на застрахованное лицо в случае изменения фамилии при вступлении в брак (нарушен пункт 6 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты Республики Беларусь Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 (далее - Инструкция о порядке заполнения форм ДПУ);

9.2 По представлению формы ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении».

В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения:

несоответствие сведений, указанных в форме ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении», сведениям, указанным в приказах о приеме на работу и увольнении с работы; некорректное отражение сведений о присвоении квалификационной категории (разряда) и переводе на работу по новой категории (разряду); при переводе работника на иную постоянную должность, заполнены сведения о присвоении квалификационной категории, вместо сведений о переводе (нарушен пункт 10 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);

представление с нарушением установленного срока формы ПУ-2 (нарушен пункт 15 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (далее - Правила).

За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин.

9.3. По представлению формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения».

 В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения:

непредставление и (или) представление с нарушением установленного срока формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» арушен пункт 16 Правил).

 отражение в форме ПУ-3 «Индивидуальные сведения» выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы; не отражались суммы выплат, на которые начисляются обязательные страховые взносы; суммы отпускных, пособий по временной нетрудоспособности отражены в месяце их начисления, а не в месяцах, за которые они начислены арушен пункт 16 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);

заполнение одной формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» по застрахованным лицам, выполнявшим работы по нескольким гражданско-правовым договорам в одном отчетном периоде (год); периоды работы по гражданско-правовым договорам не соответствуют фактическим арушен  пункт 18 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);

непредставление или недостоверное представление формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» с указанием в разделе 2 «Дополнительные сведения о стаже» вида деятельности «ДЕТИ» на лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет; не заполнялся вид деятельности «ПРЕМИЯ» на женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и получающим какие-либо выплаты; при отражении вида деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ» не исключали период нахождения в социальном отпуске без сохранения заработной платы и дни прогулов; заполнение вида деятельности «СЕЛЬХОЗ» для женщин, которые работают в предприятиях сельского хозяйства непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции, но не родивших пять и более детей (часть 2 статьи 19 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении») арушен пункт 19 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);

несоответствие сведений, указанных в разделе 1 «Сведения о сумме выплат (дохода), учитываемых при назначении пенсии и страховых взносах» формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения»  с  данными лицевых счетов работников: перерасчет заработной платы отражен в месяце перерасчета, а не в месяце за который перерасчет произведен; пособие по беременности и родам отражено не на застрахованное лицо, указанное в листке по временной нетрудоспособности; неверно указан тариф взносов; неверно указаны даты заключения гражданско-правовых договоров (нарушены требования пунктов 15,16 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);

недостоверное отображение периодов начала и окончания  вида деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ», «ДЕТИ», «ПОСОБИЕ», «ВРЕМНЕТРУД» и «ПРЕМИЯ» в разделе 2 «Дополнительные сведения о стаже»  формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения»: неверно указаны периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком в  возрасте до 3-х лет; периоды получения пособия по временной нетрудоспособности не соответствуют листкам и табелям учета рабочего времени; не исключен период отпуска без сохранения заработной платы  и прогулы; периоды уплаты страховых взносов не соответствуют табелям учета рабочего времени и приказам по личному составу  (нарушены требования пунктов 15,19 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);

в разделе 2 «Дополнительные сведения о стаже»  формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения» один дополнительный свободный от работы день в месяц с оплатой в размере среднедневного заработка за счет средств государственного социального страхования с кодом вида деятельности «ПОСОБИЕ» (нарушены требования пункта 19 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ).

9.4. По предоставлению формы ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование».

В ходе проведения документальных проверок плательщиков установлены следующие нарушения:

отражение в форме ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» выплат, на которые не начисляются взносы на профессиональное пенсионное страхование; суммы отпускных отражены в месяце их начисления, а не в месяцах, за которые они начислены арушен пункт 28 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ);

некорректное отражение в разделе 2»Сведения о работе с особыми условиями труда» формы ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» периодов занятости в особых условиях труда (нарушен пункт 30 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ).

За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин.

10. Нарушения при представлении отчета о средствах Фонда социальной защиты населения

При проверке правильности предоставления ведомственной отчетности формы 4-фонд  «Отчет о средствах бюджета  государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»  установлены следующие нарушения:

недостоверно отражались суммы начисленных обязательных страховых взносов (пункты 8,12  Указаний по заполнению формы ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», утвержденных приказом  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2018 № 83 (далее - Указания);

неверно отражались суммы произведенных за счет бюджета фонда расходов и количество дней временной нетрудоспособности, за которые начислены соответствующие пособия (пункт 19 Указаний от 29.11.2019 № 62);

неверно отражено количество  и сумма выплат пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет (нарушен п. 26  Указаний от 29.11.2019 № 62);

неверно отражались общая сумма выплат, начисленных работникам, суммы начисленных обязательных страховых взносов, суммы частичной доплаты за путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление; сумма расходов, произведенных плательщиком (нарушены пункты 8, 12, 15, 19  Указаний по заполнению формы ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2018 № 83).

За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 24.11 КоАП в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин.

11. Нарушения при проведении мониторинга  по соблюдению законодательства о государственном социальном страховании

В ходе проведения мониторинга по соблюдению законодательства о государственном социальном страховании установлены следующие нарушения Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 01.01.2018 № 1/1 (далее – Инструкция № 1/1):

в графе листка нетрудоспособности «Должность, фамилия, подпись, личная печать руководителя» отсутствует должность, фамилия, подпись, личная печать руководителя (нарушен подпункт 46.2 пункта 46 Инструкции N 1/1);

исправление не заверено печатью организации здравоохранения "Для листков нетрудоспособности и справок" (нарушен пункт 49 Инструкции N 1/1);

нет записи в позиции листка нетрудоспособности (справки) «Вид ВН» или «Вид ВН» указан некорректно (нарушен подпункт 50.7 пункта 50 Инструкции N 1/1);

не заполнена позиция листка нетрудоспособности "Режим" (нарушен подпункт 50.14 пункта 50 Инструкции N 1/1);

не заполнена позиция листка нетрудоспособности "собственное имя, дата рождения ребенка" (нарушен подпункт 50.15.2 пункта 50 Инструкции N 1/1;

не заполнена позиция листка нетрудоспособности "заболевание связано (не связано) с причиной инвалидности" (нарушен подпункт 50.15.3 пункта 50 Инструкции N 1/1);

в позиции листка нетрудоспособности «освобождение от работы (службы, учебы)»  в графе «с какого числа» не указана дата  (нарушен подпункт 50.17 пункта 50 Инструкции N 1/1);

не заполнена позиция листка нетрудоспособности "заключение о трудоспособности"; в позиции листка нетрудоспособности «заключение о трудоспособности» неверно указано заключение о трудоспособности   (нарушен подпункт 50.19 пункта 50 Инструкции N 1/1);

в позиции листка нетрудоспособности «приступить к работе (службе, учебе)» неверно указана дата, с которой пациент признан трудоспособным  (нарушен подпункт 50.20 пункта 50 Инструкции N 1/1);

в позиции листка нетрудоспособности «фамилия, подпись, личная печать лечащего врача» отсутствует печать лечащего врача (нарушен подпункт 50.21 пункта 50 Инструкции N 1/1);

в позиции листка нетрудоспособности «Печать организации» отсутствует оттиск печати организации здравоохранения, закрывшей листок нетрудоспособности (нарушен подпункт 50.22 пункта 50 Инструкции N 1/1);

 в листках по временной нетрудоспособности не заполнены позиции: «структурное подразделение», «должность временно нетрудоспособного», «табельный номер» (нарушен подпункт 54.1 пункта 54 Инструкции N 1/1);

не проставлена «дата обращения за пособием и назначения пособия» (нарушен подпункт 54.2 пункта 54 Инструкции N 1/1);

в листках по временной нетрудоспособности не поставлена подпись лица, ответственного за внесение отметок в графу «особые отметки», независимо от их наличия (нарушен подпункт 55.6 пункта 55 Инструкции N 1/1);

при оформлении  плательщиком оборотной стороны листков нетрудоспособности   с установленным видом нетрудоспособности 02 «в связи с травмой в быту»  в позиции «решение комиссии о назначении пособия, № протокола, дата» ответственным лицом  не  производились записи  «назначить (отказать в назначении) пособия» и не указывались номер протокола и дата заседания комиссии по назначению пособий (нарушен пункт 56 Инструкции N 1/1).

В нарушение  требований пункта 2.9 главы 2 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь № 200 от 26.04.2010г. в делах заявителей получателей пособий семьям, воспитывающим детей, отсутствуют:

отсутствует справка о месте жительства и составе семьи;

справки о периоде, за который выплачено пособие по беременности и родам;

копии паспорта или иного документа удостоверяющего личность;

копии свидетельства о заключении брака, в случае если заявитель состоит в браке или копия решения суда о расторжении брака;

отсутствует справка о том, что гражданин является обучающимся в учреждении образования (в том числе дошкольном).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.