Результаты работы по реализации инновационного проекта
«Внедрение модели организации образовательных практик в интересах устойчивого развития с целью формирования творческого потенциала обучающихся» (2017-2020 гг.)
Аннотация
В современном мире на первый план выходит задача содействия становлению способностей человека, которые будут действительно важны в условиях открытого и поливариантного мира. И сегодня учреждения образования становятся тем пространством, где формируется новое поколение экономически грамотных, конкурентоспособных людей, обладающих новыми жизненными установками, ключевыми компетенциями, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия — людей, обладающих развитым творческим потенциалом. Одним из наиболее эффективных средств по формированию творческого потенциала является организация образовательных практик в интересах устойчивого развития, так они выступают ключевым механизмом реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятой Генеральной ассамблеей ООН 25 сентября 2015 г. и поддержанной Президентом Республики Беларусь.
Предложенные материалы являются результатом реализации инновационного проекта «Внедрение модели организации образовательных практик в интересах устойчивого развития с целью формирования творческого потенциала обучающихся» (2017-2020 гг.) под руководством научных консультантов Савеловой С.Б., заместителя начальника Координационного центра «Образование для устойчивого развития», Кулика В.С., старшего преподавателя кафедры педагогики и менеджмента образования ГУО «Академия последипломного образования» и отражают системную работу педагогического коллектива по созданию в образовательном процессе среды, способствующей формированию творческого потенциала обучающихся посредством организации образовательных практик в интересах устойчивого развития.
По аналогии данную модель можно внедрить в других учреждениях общего среднего образования с учетом особенностей региона и учреждения образования.
Представленные материалы адресованы руководителям учреждений образования, заместителям директора, педагогам.
- Проведены обучающие мероприятия, где педагоги смогли продемонстрировать собственный опыт инновационной деятельности
- Талака «Образование для повышения качества жизни Щучинского региона»,
- Региональный семинар «Образовательный туризм – условие продвижения имиджа района как устойчиво развивающегося региона»,
- Семинар-практикум «Разработка стратегии устойчивого развития Щучинского района: подходы и участники»,
- Областной семинар «Роль классного руководителя в комплексной поддержке образования в интересах устойчивого развития»
- Созданы условия для внедрения структурных элементов концепции как системы, направленной на трансформацию образовательного процесса в соответствии с принципами экологического менеджмента.
- Апробированы и внедрены основные механизмы организации образовательных практик в интересах устойчивого развития:
- «научная лавка»,
- медиацентр,
- школьная бизнес-компания «Образовательный туризм»,
- мини-проекты воспитательной направленности,
- передвижные детско-взрослые исследовательские лагеря,
- детские бизнес-идеи,
- дискуссионный киноклуб,
- проект «Гимназический брендбук».
- Проанализировано соответствие внедряемой модели критериям и показателям, согласно которым определяется степень ее эффективности.
- увеличилась степень включенности учащихся в деятельность по реализации инновационного проекта от 67% до 83%,
- более 50% участников образовательного процесса владеют содержанием Экологической политики, Экологической декларации,
- увеличилось количество разработанных и реализованных проектных инициатив (при запланированном показателе до 7 проектов их реализовано 9),
- расширилась сеть социальных партнеров при совместной реализации инициатив,
- системно демонстрируются образовательные практики в СМИ (за 2017-2020 гг. – 7 публикаций).
- Высокая степень адаптированности наблюдается у 90% обучающихся.
- Увеличилось количество учащихся в объединениях по интересам творческой направленности.
Деятельность гимназии в рамках инновационного проекта позволила расширить границы влияния и приобщить к данному процессу учреждения дошкольного, общего среднего образования Щучинского района.
При этом педагоги-инноваторы выступили в роли мультипликаторов при организации образовательных практик в интересах устойчивого развития. Это дало возможность гимназии г.Щучина присоединиться к Глобальной школьной программе – инициативе, возглавляемой Сетью решений в области устойчивого развития ООН - Молодежной инициативе (SDSN Youth) в поддержку Глобальной программы действий ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития (GAP-ESD).