Алгоритм организации деятельности по формированию творческого потенциала обучающихся посредством организации образовательных практик в интересах устойчивого развития
Для успешной организации деятельности по внедрению модели предлагаем набор инструкций, описывающих действия в определенном порядке, который может состоять из семи этапов:
Этап 1: Информационно-аналитический
На заседании Методического Совета учреждения образования необходимо рассмотреть следующие вопросы:
1) Причина, по которой учреждение образования обращается к решению проблемы формирования творческого потенциала;
2) Оценка имеющейся ситуации в учреждении образования по данной проблеме: проводилась ли в прошлом работа по формированию творческого потенциала обучающихся в вашем учреждении? Если да, то каким образом?
3) Существует ли по данному вопросу сотрудничество с попечительским советом, родительским комитетом и другими организациями вне учреждения?
4) Каким именно образом учреждение хочет и может работать над решением данной проблемы?
По результатам решения Методического Совета учреждения образования руководитель может сделать выводы относительно заявленной проблемы и возможных методов работы. На данном этапе складывается четкое представление о следующих аспектах:
Как сейчас обстоят дела в учреждении по формированию творческого потенциала обучающихся?
Каковы сильные стороны проводимой до сих пор работы в этом направлении?
На какие моменты следует обратить особое внимание? Какой механизм учреждение образования выбирает для реализации данного направления?
Этап 2: Мотивационно-целевой
Важно понимать, что предлагаемые меры и инициативы по решению обозначенной проблемы учитывают исходное положение дел и являются реально достижимыми. Данный этап работы подразумевает, что для определения конкретных и реалистичных задач необходимы глубокие знания, опыт, особенности данного учреждения образования.
Руководитель может пригласить к обсуждению по данной проблеме учителей (педагогический совет), учащихся (совет старшеклассников), законных представителей учащихся (заседание родительского комитета), сотрудников учреждения (собрание трудового коллектива), где знакомит их с итогами обсуждения на информационно-аналитическом этапе.
Этап 3: Внутреннее управление
На данном этапе при поддержке администрации учреждения образования создается творческая группа.
Чем больше участвует педагогов, тем больше вероятность того, что инновационную политику примут и будут активно поддерживать. Нагрузку будет нести не один человек, обязанности можно разделить. Очень важно, чтобы из числа членов творческой группы был назначен координатор, который будет функционировать как контактное лицо, к которому можно обратиться. Чаще всего таким координатором является заместитель директора.
Этап 4: Диагностика-диагноз
Одна из первых задач, стоящих перед творческой группой – анализ имеющихся сведений и потребностей в отношении решения данной проблемы.
Первая часть информации, которую можно собрать, касается мер, принимавшихся до сих пор в отношении решения проблемы: можно ли на уроках формировать творческий потенциал и каким образом? Как это сделать во внеклассной деятельности? Кого в качестве партнеров можно привлечь? Сколько времени отводится на разработку и внедрение возможной модели в этой области?
Этап 5: Управление процессами
Формирование творческого потенциала обучающихся реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Большие возможности для решения поставленной проблемы имеют предметы гуманитарной, естественно-научной направленности. Нужно определить, на каких уроках будет делаться акцент на решение проблемы, проанализировать внеклассную деятельность: от функционирования кружков, секций творческой направленности до реализации проектных инициатив, организации детско-взрослой исследовательской общности.
Этап 6: Критерии эффективности
Необходимо систематически изучать психологический климат в ученических коллективах и установки на взаимодействие педагогов в данном направлении. Важно рассматривать замечания и жалобы различных партнеров. При необходимости вносить коррективы. Координатор работы должен следить за тем, чтобы использовались наиболее эффективные методы и формы. Для проведения оценки можно, например, воспользоваться кратким опросным листом, который заполняется всеми партнерами. Этот опрос должен быть анонимным и конфиденциальным.
Те же самые анкеты можно попросить заполнить еще раз по прошествии некоторого времени.
По итогам нескольких оценок эффективности внедрения модели следует рассмотреть вопрос о том, продолжит ли учреждение идти тем же курсом или должно скорректировать свою работу. При этом творческая группа должна задать себе следующие вопросы:
1) Изменилось ли образовательное пространство после внедрения модели, на какие моменты стоит обратить более пристальное внимание?
2) В каком направлении учреждение может продолжить действия в отношении формирования творческого потенциала обучающихся?
3) Хочет ли выбрать другие приоритеты и принять во внимание другие инициативы в данном направлении, либо нужно еще более тщательно выстраивать и корректировать систему работы?